Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые появляются систематические работы по теории ораторского мастерства.
Начало формирования риторики как науки было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, Надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала.
Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.
Речь (логос) становится объектом изучения, а риторика – «царицей всех искусств», обучение которой стало высшей степенью античного образования. И не случайно, так как в государстве рабовладельческой демократии создалась особая атмосфера для расцвета красноречия, которое становится существенным моментом общественной жизни и орудием политической борьбы. Владеть им считалось необходимостью.[3, c.90]
Постепенно складывалось практическое направление - составление речей для нужд граждан, появлялись высказывания практиков о языке и стиле выступлений, которые послужили затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в теорию.
Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над культурой речи. Однако речь - это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами оратора. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека, а семантика, значение слова - с духовным миром.
Хотя логическая аргументация и входит в состав средств убеждения, по мнению софистов, однако нередко и блестящий парадокс, неожиданный эвристический прием (эвристика - искусство вести спор, полемику), богатая инструментовка речи может более эффектно впечатлить аудиторию. Если бы мы хотели вкратце выразить задачу оратора, по мнению софистов, мы сказали бы: он должен загипнотизировать слушателей.[3, c.93]
Таким образом, те основные взгляды на красноречие, которые сформировались у софистов, отражали их философские воззрения на человеческую сущность. Это создавало предпосылки для теорий Платона и Аристотеля.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью всестороннего исследования влияния риторики античных авторов на различные аспекты современного литературного процесса в риторике.
Объект исследования –риторика античных авторов.
Предмет исследования –литература греческой эпохи.
Степень изученности проблемы. Риторика античных авторов, их труды» всегда были в центре внимания литературной мысли античности в древней Греции.
Цель курсовой работы – проанализировать роль и место риторики античных авторов в античной литературе древней Греции и определить его историческое значение.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными целями и задачами.
Курсовая работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность темы и ставится цель; основная часть состоит из одной главы, разделенная на параграфы, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы; заключения, в котором делаются общие выводы о результатах исследования, проведенного в курсовой работе.
Для достижения поставленной цели служат следующие задачи:
1. Выявить общие тенденции развития античной литературы Древней Греции
2. Проанализировать исторический контекст в риторике Платона и Аристотеля;
3. Определить историческое значение риторики Цицерона и Квинтилиана.
Хронологические и территориальные рамки исследования – эпоха античности .
Источниковая база исследования – основным источником является литературные источники риторики Древней Греции.
Гипотеза исследования - следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь риторики античных авторов при изучении истории конфликтологии на современном этапе
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: исторический, литературный, педагогический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Методологическая основа работы показала, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено влияние общего и особенного в сравнительном анализе риторики античных авторов.
Каждый параграф в работе завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы можно использовать в преподавании истории конфликтологии, в вузе на практических занятиях в рамках изучения дисциплины.
Глава 1. Риторика античных авторов
1.1. Античная риторика. Основатели
Древней Греции с «первых четырех» - Аспазии Милета, Сократа, Платона и Аристотеля, - которых стали считать праматерями и праотцами риторики и дисциплины коммуникации в целом. Хотя о ней мало что известно, потому что она исчезла из истории около 401 г. до н.э.
Аспасия Милетская, возможно, была прародительницей классической риторики, поскольку, по слухам, она преподавала Сократу риторику и экономику дома. Ее социальное положение было гетерой, или компаньон, который был «более образован, чем респектабельные женщины, и должен был сопровождать мужчин в тех случаях, когда разговор с женщиной ценился, но жены не приветствовались».
Ее специальностью были философия и политика, и она стала единственной женщиной в элитном кругу Перикла, в который входили самые выдающиеся софисты того времени. В своем кругу она приобрела как друзей, так и врагов благодаря своей политической смекалке и способности к публичным выступлениям.[6, c.104]
Традиционная риторика ограничивается идеями и терминами, разработанными риторами или риторами в классический период Древней Греции, примерно в V веке до нашей эры, для обучения искусству публичных выступлений перед своими согражданами в греческих республиках, а затем и с детьми богатых во времена Римской империи.
Публичное выступление считалось высшим достижением образования, и риторика были в центре образовательного процесса в Западной Европе около 2000 лет.
Римский ритор Квинтилиан, пожалуй, самый влиятельный учебник по образованию когда - либо написанных, был на самом деле книга о риторике. Неизбежно, были незначительные изменения акцентов в столь долгой традиции, и в течение длительного времени даже письмо подпадает под сферу риторики; но он постоянно делал упор на творение, давая указания тем, кто желает начать общение с другими людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александров Д. Н. Основы ораторского мастерства, или В погоне за Цицероном; Флинта, 2012 . - 488с
2.Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика/Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 393с
3.Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2008. – 290с
4.Аристотель. Риторика. Поэтика. Издательство Лабиринт, 2011. – 208с.
5.Аткинсон Макс. Выступать легко. Все, что вам нужно знать о речах и презентациях; Альпина Паблишер, 2011 . — 293с
6.Волков А.А. Основы риторики: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.- 304с.
7.Каверин Б.И. Ораторское искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Каверин Б.И., Демидов И.В. – Электрон. Текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 256c.
8.Кузнецов И.Н. Риторика, или Ораторское искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов И.Н. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431c
9.Кузнецов И.Н. Современная риторика: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2003. – 476с
10.Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие. – М.: Academia, 2003. – 271с.
11.Малинина М.Г. Риторика и основы ораторского искусства. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие / Малинина М.Г., Леонова И.Б. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2010. – 117c
12.Малинина М.Г. Риторика и основы ораторского искусства. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие / Малинина М.Г., Позднякова И.Б. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012. – 104c.
13.Монтефиоре С. Речи, которые изменили мир. М., 2009 - 256с
14. Москвин В. П. Риторика и теория коммуникации: Виды, стили и тактики речевого общения. Издательство Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. - 216с.
15.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 311с
16.Рождественский Ю.В. Теория риторики: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 510с.
17. Риторика и культура речи: учеб. пособие / Введенская Л.А., Павлова Л.Г. – 12-е изд., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 538с
18.Риторика: учитесь говорить правильно и красиво / ГОЛУБ И.Н. – 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. – 405с. -
19. Соловьева Лариса. Говори свободно. Создавая совершенный голос; Добрая книга, 2013 - 480с
20.Хазагеров Г. Г. Политическая риторика; Никколо-Медиа, 2002 - 313 с.
21.Херринг Джонатан Искусство полемики. Как дискутировать энергично, убедительно, уверенно; Претекст, 2012. — 256с.
22.Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь справочник / Отв. редактор М.И. Панов. – М.: ООО «Агентство КРПА Олимп», 2005. – 960с.
23.Юри Уильям Гарвардская школа переговоров. Как говорить НЕТ и добиваться результатов; Альпина Бизнес Букс, 2013.-240с.